Новый отопительный сезон пройдет успешно при условии финансового оздоровления отрасли

Новый отопительный сезон пройдет успешно при условии финансового оздоровления отрасли
Наиболее острым вызовом для удачного прохождения нового отопительного сезона является проблема задолженности производителей тепловой энергии за потребленный газ и услуги его транспортировки и распределения, которая составляет более 37 млрд. Нивелирование такой ситуацией может парализовать всю технологическую цепочку от транспортировки газа до отпуска тепла и горячей воды.

Новый отопительный сезон пройдет успешно при условии финансового оздоровления всех сегментов отрасли, то есть достаточного и своевременного движения денежных средств от потребителей к производителям и поставщикам услуг на рынках электроэнергии, газа и коммунальной сферы. Об этом сообщает пресс-служба АО «Днепрогаз».

"На сегодняшний день наиболее острым вызовом для удачного прохождения нового отопительного сезона является вопрос быстрого нарастания задолженности производителей тепловой энергии за потребленный газ и услуги его транспортировки и распределения [1]. Ситуация, которая сложилась лишает оборотных средств предприятия, задействованных в технологической цепочке (природный газ - электроэнергия, тепло и горячая вода) и исключает бесплатный отпуск энергоресурсов. Все это приводит к рискам прекращения поставок газа, тепла и горячей воды.

Многолетнее использование специальных счетов предприятиями ТКЭ только ухудшает финансовое состояние дел предприятий жилищно-коммунального сектора и приводит к их банкротству.

Поэтому для нивелирования рисков следует разработать и принять на законодательном уровне механизм по списанию задолженности по всей цепочке доставки газа предприятиям, производящим тепловую энергию для населения [2].

Также целесообразно установление [3] предприятиям ТКЭ экономически обоснованных тарифов с учетом ценовой конъюнктуры на голубое топливо, чтобы обеспечить своевременность расчетов за товарный газ, а также услуги оператора ГТС и распределительных компаний.

В отличие от рынка природного газа, Верховная Рада Украины создала законодательные условия для урегулирования задолженности на рынке электроэнергии, а также выплат по зеленому тарифу путем принятия законопроектов № 2368 [4] и № 3658 [5] соответственно. Кроме этого, Правительством Украины были внесены изменений в механизм ПСО [6], а НКРЭКУ пересмотрела тариф на услуги по передаче электрической энергии и тариф на услуги по диспетчерскому (оперативно-технологическому) управлению НЭК «Укрэнерго» [7].

Однако, по состоянию на 20 июля 2020 г. уровень расчетов на рынке электроэнергии остается неудовлетворительным для надлежащей подготовки к новому отопительному сезону из-за нехватки средств [8].

Напомним, Центр Разумкова провел исследование «Энергетика Украины: вызовы и инициативы» и «Комплекс решений для устойчивого развития ВИЭ в Украине», в которых предложил дорожную карту финансового оздоровления отрасли", - говорится в сообщении.

Справка:

[1] Суммарная просроченная задолженность предприятий ТКЭ и ТЭЦ за природный газ составляет около 37,2 млрд грн. При этом, предприятия теплокоммунэнерго, вырабатывающие тепло и горячую воду для населения, с начала года задолжали за распределение газа 1 млрд грн. Подробнее – тут

 [2] Законопроект № 3800 предусматривает создание надлежащих финансовых условий для выполнения оператором газотранспортной системы обязательств по содержанию в надлежащем состоянии и развития газотранспортной системы с целью удовлетворения ожидаемого спроса субъектов рынка природного газа на услуги транспортировки природного газа, учитывая постепенное развитие рынка природного газа.

[3] В связи с децентрализацией полномочий в сфере коммунальных услуг, НКРЭКУ были приняты новые Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности в сфере теплоснабжения, по которым, если деятельность субъектов хозяйствования не подпадает под критерии регулирования Комиссии, лицензирование деятельности указанных субъектов хозяйствования осуществляется областными и Киевской городской государственной администрацией. По данным регулятора, несмотря на собственные обещания снизить тарифы при стабильных ценах на газ, местные власти в течение 2017-2018 годов их повышали до 50%.

[4] 17 июня 2020 г. Верховная Рада приняла Закон «О мерах, направленных на погашение задолженности, образовавшейся на оптовом рынке электрической энергии», который регламентирует механизмы решения (списание, взаимозачеты и выпуск ОВГЗ) долгов в размере около 30 млрд грн, которые накопились в модели рынка электроэнергии, действовавший до 1 июля 2019 г. Данный законопроект предусматривает два пути преодоления задолженности - взаиморасчеты и списания долгов. Взаиморасчеты предлагается начать с угольных шахт, предприятий водоснабжения Донбасса (например, КП «Вода Донбасса») и поставщиков электроэнергии на НКТ (например, «Луганское энергетическое объединение») - им будут погашены долги за электроэнергию из государственного бюджета за счет поступлений по акцизу на электроэнергию, а также за счет списания долгов по НДС, налога на прибыль и дивидендов. Подробнее – тут

[5] 21 июля 2020 г. Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования условий поддержки производства электрической энергии из альтернативных источников». Подробнее о принятом законопроект по ссылке.

[6] Постановление КМУ от 20.05.2020 г. № 400. Изменения предусматривают уменьшение доли продажи электроэнергии ДПНАЕК "Энергоатом" в рамках ПСО с 85% до 70%, вывод ГАЭС из механизма ПСО, а также просмотр ценовых ограничений на продажу электроэнергии "Гарантированным покупателем.

[7] Постановление НКРЭКУ от 11.07.2020 г. №1331-1361

[8] По данным ГП «Гарантированный покупатель» долг НЭК «Укрэнерго» перед ГП «Гарантированный покупатель» составляет 22,8 млрд грн, долги «Гарантированного покупателя» перед производителями по «зеленому» тарифу - 19,4 млрд грн, перед НАЭК «Энергоатом» - 7,4 млрд грн и «Укргидроэнерго»-  0,3 млрд грн.