Бизнес – это ребенок, однако в Украине он брошенный и беспризорный, - Игорь Цыркин (ИНТЕРВЬЮ)

Игорь Цыркин – бизнесмен Днепропетровского региона, занимающий должность генерального директора машиностроительного предприятия «Днепрополимермаш» и единственного в Украине завода по производству дентальных имплантатов ABM Technology. В эксклюзивном интервью для ОСН он рассказал журналистам о перспективах возвращения на пост депутата, а также поделился собственным виденьем развития промышленного бизнеса в Украине.

IMG_8374.jpg


РАЗВИТИЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ ПОЗВОЛИТ УКРАИНЕ ПЕРЕСТАТЬ БЫТЬ «СЫРЬЕВЫМ ПРИДАТКОМ»

- Вы работали в системе местного самоуправления, были народным депутатом. Как сейчас Вы позиционирует себя?

- За свой карьерный путь я был политиком, народным депутатом, работал в органах местного самоуправления. Если разделить на этапы, то могу сказать, что должность народного депутата – это работа, которой приходится отдавать 100% своего времени, иногда даже больше. Поэтому, к сожалению, совмещать её с еще каким-то видом деятельности не получилось, да и законом запрещено. Сегодня, в первую очередь, я позиционирую себя как бизнесмена и руководителя промышленных предприятий. Вы знаете, не зря подчеркиваю «промышленных», потому что сегодня одним из основных вопросов развития экономики Украины, по моему мнению, является развитие машиностроения и производственных предприятий. Для нашей страны очень важно перестать быть «сырьевым придатком» – мы должны производить продукты, и сегодня производство конечной продукции является одним из основных направлений моей деятельности.

- Есть ли у Вас желание/стремление вернуться в местные или избираться в центральные органы власти?

- Я не планирую ставить точку в карьере депутата. Поэтому сейчас рассматриваю для себя вариант вести предвыборную кампанию на предстоящих выборах в органы местного самоуправления и продолжать работать на доверенном мне округе, чтобы иметь возможность влиять на политику в регионе, где живем мы и наши дети, развиваем свои предприятия.

- Областной совет или городской?

- Мой опыт даёт мне право выбирать и делать какие-то выводы, поскольку я работал депутатом как городского совета, так и областного. На предстоящих выборах я всё же планирую идти в областной совет.

IMG_8382.jpg

ЛЮБОЕ РЕШЕНИЕ, ДОВЕДЁННОЕ ДО КОНЦА, ВСЕГДА ПРАВИЛЬНОЕ

- Поговорим о местном самоуправлении. Насколько, на Ваш взгляд, власти в громадах являются САМОуправлением? Иными словами: произошла ли реальная децентрализация и передача власти на места?

- Нельзя сказать, что во всех регионах Украины происходит что-то одинаково. У нас есть громады, которые на все 100% показывают, как сегодня происходит децентрализация в надлежащем виде и они этому соответствуют. А есть громады, которые саботируют действия президента, руководства страны, всячески пытаясь доказать, что это неправильное решение. Во многом происходящее зависит не от громады и общества, которое находится на той или иной территории, а от руководителя, насколько правильно он воспринимает команды. Зачастую, с подобного рода ситуациями мы сталкиваемся не только в политике, но и на производствах. Мы с Вами знаем, что иногда сотрудники на местах могут саботировать и свести на нет любое начинание. Это касается и децентрализации: есть те, кто доказывает, что это правильное решение, и оно работает, а есть руководители на местах, которые твердят, что это неправильно, и они думают по-другому.

На самом деле в данной ситуации тяжело судить о правильности действий, однако, могу сказать, что любое решение, доведенное до конца, всегда правильное. А долгие обсуждения, «размусоливания» и бездействие заводят в тупик даже самое хорошее начинание.

ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НЕ СМЕЁТСЯ НАД АНЕКДОТОМ, НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО ОН ЕГО САБОТИРУЕТ

- Сегодня мы наблюдаем случаи, когда отдельные города бойкотируют решения центральной власти (напр. в отношении карантина), а отдельные облсоветы принимают решения, противоречащие решениям “Центра” (напр. Решение Тернопольского облсовета о запрете игорного бизнеса). Это самоуправление или бытовой сепаратизм?

- Понимаете, здесь, в первую очередь, нет четкости в регулировании закона о том, как это должно быть. Если мы говорим о децентрализации там, где громады, в том числе и области или города могут самостоятельно принимать решения, то это не саботаж. Эти территории должны быть услышаны и должны вести политику, которая соответствует идеологии вопроса децентрализации. Если им дается право принятия решения, то это не саботаж, а принятое решение. Но если этого права нет и такого быть не должно, то, конечно же, это саботаж. Тогда тут сразу же возникают вопросы к авторам законопроектов о децентрализации, к самой инициативе её внедрения и на них должны отвечать руководители страны первого звена. Как они это видели, когда голосовали за децентрализацию и принимали это направление? Даны ли областным советам полномочия самостоятельно принимать решения, например, о пропуске принятого Верховной Радой закона об игорном бизнесе на свою территорию? Если закон о децентрализации гласит, что да, то они вправе это принимать. Это не бытовой сепаратизм, и на местах должны обсуждаться такого рода вопросы в соответствии с определенным регламентом.

Если же это касается какой-то чрезвычайной ситуации в стране, например, как сейчас с пандемией коронавируса, когда необходимо замедлить распространение инфекции, в первую очередь, из-за того, что не справляются больницы, то все регионы должны это поддержать. И, конечно же, когда на местах игнорируют указания сверху и принимают решение с оговоркой «а нас это не касается» - это саботаж. Просто мы с Вами изначально не понимаем многие законы, ведь зачастую в нашей стране они прописаны двояко и без правильной трактовки. Когда существует четко прописанная методика принятия какого-либо решения, а оно бойкотируется по ходу принятия - это саботаж. Вот, к примеру, мы с Вами сидим за столом и о чем-то общаемся, рассказываем анекдоты, он для кого-то смешной, для кого-то нет. Если человек не смеётся над анекдотом, не значит, что он его саботирует - он просто для него не смешной. Так и тут: если нет четкого прописанного механизма, как надо принимать или исполнять законы, то это не нарушение и не сепаратизм. Я, даже будучи депутатом, не стесняюсь поднимать вопрос «а как оно должно быть» и что происходящее сегодня - это не совсем правильно, потому что так написаны законы. Даже юристы, читая их, не могут понять, как правильно себя вести, и могут ли обсуждаться такие важные вопросы на уровне местного самоуправления или нет.

ПОСЛЕДСТВИЯ КАРАНТИНА ДЛЯ УКРАИНСКОЙ ЭКОНОМИКИ МЫ УВИДИМ НЕ РАНЬШЕ, ЧЕМ ЧЕРЕЗ ПОЛГОДА

- Как вы считаете, можно ли на местах принимать такие решения, как, например, введение карантина в период пандемии?

- Я уверен, что касательно вопроса введения или игнорирования карантина – нет. Такие вещи должны решаться на общегосударственном уровне. На этом же уровне решается вопрос о зонировании регионов и ужесточении/ослаблении карантина на определенных территориях.   Я, как производственник, понимаю, что, в первую очередь, это ведет к страшному спаду экономики. Результаты внедренных сегодня карантинных мер мы будем пожинать в будущем – через полгода/год, не раньше.

- Как именно эти ограничения повлияли на экономическую ситуацию?

- Люди получали более низкую зарплату или не получали её вовсе, предприятия не реализовывали свои товары, сокращали сотрудников. Коль некоторые предприятия вообще не работали, в государственную казну поступило меньше налогов. Всё это ведет к глобальному спаду экономики, и мы уже ощутили это на своих предприятиях.

IMG_8494.jpg

РАБОТА ИЗ ДОМА НЕ ДАЁТ РЕЗУЛЬТАТ. УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ НАШИХ ЛЮДЕЙ ОСТАВЛЯЕТ ЖЕЛАТЬ ЛУЧШЕГО

- В чем это проявляется конкретно на Ваших предприятиях и коснулась ли Ваших сотрудников карантинная безработица?

- Мы всячески старались не проводить сокращения на своих предприятиях. Вынуждены были отправлять людей работать на дому, что, к сожалению, не дало никаких результатов. Как руководитель предприятия, могу сказать, что отправить человека работать на дом - это просто отправить его в отпуск, потому что большая часть производственных сотрудников нуждаются в контроле. Соответственно, когда они работают дома, со стороны руководства этот контроль практически отсутствует, а сознание людей оставляет желать лучшего.

К примеру, производство ABM Technology работало и в период карантина, однако здесь изготавливается продукт, необходимый к потреблению, а из-за того, что у людей сократились доходы и не работали наши контрагенты, это не дало особого результата. От того, что мы производили зубные имплантаты, а стоматологические клиники не работали, никакой положительной динамики не было и, более того, мы пришли к финансовым убыткам, поскольку не было оттока нашего продукта. Однако, мы продолжали производить его по мере его потребления.

Что касается сокращений, то люди, которых мы не хотели увольнять, остались во время карантина на работе, а тех, кто вне зависимости от всей этой ситуации и так должен был быть уволен, соответственно сократили.

ПРОДОЛЖАЮ ВЕРИТЬ, ЧТО КОГДА ПРОЙДУТ ВЫБОРЫ, МЫ ЗАБУДЕМ СЛОВО «КАРАНТИН»

- Некоторые апрельские ограничения наполовину были противоречивы и местами незаконны. Когда Вы избиретесь в облсовет, планируете ли лоббировать «карантинные вопросы», чтобы эти меры не были абсурдными и противоправными?  

- Я продолжаю верить, что рано или поздно всё это закончится и к моменту, когда пройдут выборы, мы забудем о таких словах, как «карантин». А буду ли на посту депутата как-то влиять или вмешиваться в принятие соответствующих решений – наверное, нет. Я имею четкое убеждение: каждый должен заниматься своим делом. Если сейчас мы все, 120 депутатов, будем советовать, как принимать вопросы карантина в нашей области, то с этого ничего хорошего не выйдет. По моему мнению, эти решения должна принимать областная администрация - они лучше видят ситуацию, им подчиняются облздравы, они же распределяют бюджет, из которого финансируются карантинные мероприятия. Поэтому, наверное, им и решать, как это делать.

  IMG_8377.jpg

ДНЕПР И УКРАИНА - ЭТО ТЕРРИТОРИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ

- Какие секторы промышленности сегодня могут вырваться в ТОП востребованности, в т.ч. международной.

- Давайте начнем с истоков. Город Днепр, да и вообще Украина – территория машиностроителей. В нашем регионе предостаточно оборудования, знаний и предприятий, чтобы вырываться в топ и на европейский уровень. К сожалению, машиностроительный рынок, в котором я хорошо ориентируюсь, свидетельствует о том, что собственное потребление продукта в нашей стране постепенно снижается. Наверное на это влияет и общая экономическая ситуация в Украине. Наши основные потребители – горнодобывающие отрасли, металлургические предприятия и чем меньше у них денег, тем меньше работы у машиностроителей. Мы всячески стараемся выходить на европейский рынок, но тут есть свои сложности. Во-первых, нас там никто не знает. Однако наш «Днепрполимермаш» эту ситуацию преодолел в течении последних 3-4 лет. Мы повышаем своё качество, конкурируем в ценовой политике, и всё получается. Но нам еще далеко до того, чтобы занять лидирующие места. Какие из наших отраслей достойны вырваться в ТОП востребованности? Однозначно, машиностроение.

- Чего не хватает? Возможно, необходима усиленная поддержка отечественных производителей со стороны государства?

- Это вопрос, на который без эмоций тяжело отвечать. Что могло бы поддержать промышленность в нашей стране? В первую очередь, желательно, чтоб хотя бы не мешали. Во-вторых, что вообще делается для того, чтобы как-то поддержать промышленность и вообще предприятия? Мы с вами знаем, что в каждой развитой стране государство уделяет внимание защите внутреннего производителя. Проводя тендеры на выполнение работ или на поставку какого-либо продукта, там сначала пытаются разобраться, кто есть из специалистов непосредственно в этой стране. А мы с Вами что слышим? Собираются строить дороги, а кого приглашают на строительство? Турков и китайцев. У нас что, в Украине некому строить дороги? Говоря о машиностроении, даже в целях перекрыть государственные потребности, кто получает эти заказы? Тут и так всё ясно.

Могу привести личный пример. Наше предприятие «Днепрполимермаш» производит буровые насосы, а на ProZorro выставляют тендер, который выигрывают американские компании. У них покупают б/у дороже, чем наше новое, внутреннего производства и с гарантией. Это не лезет ни в какие ворота. Вероятно, в тендерах могут выигрывать и получать финансирование все, кроме собственных украинских предприятий.

ЗА ТРИ ГОДА МЫ НАШЛИ КЛИЕНТОВ В АВСТРИИ, ГЕРМАНИИ, ПОЛЬШЕ

- Чем сегодня Вы можете похвастаться на посту руководителя ЧАО «Днепрполимермаш» и ABM Technology?

- С «Днепрполимермаш» можем похвастаться тем, что ряды наших клиентов за последние 3 года пополнили заграничные предприятия, которые находятся в Австрии, Германии, Польше. Мы выпускаем продукцию для компаний, которые носят имя мировых лидеров.

ABM Technology похвастаться этим еще проще, потому что на сегодняшний день мы работаем почти с 10-ю странами, и нашими клиентами являются только мировые производители брендов.

IMG_8409.jpg

НИКТО ВЕДЬ НЕ ОБСУЖДАЕТ, НУЖНО ЛИ КОРМИТЬ И ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА. БИЗНЕС-ЭТО ТОЖЕ СВОЕГО РОДА РЕБЕНОК, НО В НАШЕЙ СТРАНЕ ОН БЕСПРИЗОРНЫЙ

- Малый и средний бизнес. Как государство должно настроить работу с этим сектором? Если сравнить бизнес-систему с какой-нибудь экосистемой, как она должна быть устроена?

- Это то же самое, как обсуждать, нужно ли воспитывать, ухаживать и кормить ребенка? Конечно же, его надо кормить, надо воспитывать, дать ему образование.

Мы с вами обсуждали тяжелую ситуацию для предприятий, сложившуюся в период карантина. Чем помогло государство? Трудно сказать. В Украине бизнес как может, так и выживает. И если вновь провести параллель и вернуться к примеру о ребенке, то в нашей стране бизнес – это беспризорник.

Обсуждая вопрос развития малого или среднего бизнеса в государстве, нам не надо ничего придумывать. Есть же европейские страны, на которые мы хотим быть похожими. Давайте просто посмотрим, как это делают они. Зачем что-то придумывать или обсуждать вопрос, как оно должно быть, если и так известно? Все всё знают, просто кто-то чего-то не делает, что-то упускает из виду. Всё руководство страны, поверьте, знает, как должна работать бизнес-среда, потому что для государства бизнес является одним из основных источников дохода бюджета страны. Поэтому власть и должна заботиться не о том, чтобы закрыть как можно больше каких-то нерадивых предприятий, а создавать как можно больше рабочих мест, которые также пополняют бюджет за счет налогов рабочих.

Как Вы думаете, в такой металлургической и машиностроительной стране как Украина, откуда берутся те же шурупы и гвозди, где они покупаются? Их везут из Китая. Неужели мы сами не можем их производить? Еще как можем, только будем вне конкуренции по ценам с Китаем. Почему-то в Европе, в основном, пользуется спросом произведенное в этой стране. Там введены антидемпинговые пошлины, чтобы товар, который везется извне, был равен по стоимости продукту, изготовленному тут. В Украине же этого нет и любой товар будет дешевле привезти из-за границы, потратив ресурсы на его покупку, таможенный сбор, доставку и хранение, чем производить в своей стране.

- Но у Вас ведь получилось наладить производство зубных имплантатов.

- У нас получилось производить имплантаты, но пока не получилось на этом зарабывать. Мы прикладываем усилия, создаем структуру, всячески стараемся снизить себестоимость производства. Сегодня у нас в компании работает большое количество людей, создаются филиалы для реализации продукции во всей Украине. Но это должно происходить немножко по-другому. Мы не можем добиться поддержки этого бизнеса от государства.

Для того, чтобы наладить ситуацию, необходимо ввести антидемпинговую пошлину для импорта в Украину, чтобы привезти этот продукт с Израиля и Кореи было дороже. Тогда у нас была бы возможность инвестировать больше денег. Наша задача не выжать из бизнеса всё и забрать себе деньги - мы инвестируем каждый год в новый продукт, создаем что-то новое и могли бы делать это в больших объемах, если бы у нас была возможность не вести ежедневную борьбу с ветряными мельницами, то есть конкурентами низшего качества. Однако, потребитель всё равно, в первую очередь, сравнивает по цене. Качественный продукт, который мы изготавливаем, априори не может быть дешевым. Рядовой потребитель не понимает разницы в имплантате, произведенном нами с применением новейших технологий, и привезенным из Кореи.

За время работы с продукцией Bauer's Implants, произведенной на заводе ABM Technology, врачи оценили её, как высококлассный товар, соответствующий всем необходимым нормам. И наше стремление к швейцарскому качеству по украинской цене, транслируемое на плакатах, действительно воплощается в жизнь.