Рада “перекроила” районы Украины: территории недовольны, эксперты предупреждают о срыве выборов и реформ
17 июля Верховная Рада Украины приняла постановление №3650. “За” проголосовали 328 депутатов. По итогам решения количество районов в стране сократилось практически в три раза - с 490 до 136.
ВЫБОРЫ В НОВЫЕ СОВЕТЫ: НУЖНО, НО ВРЯД ЛИ
«Выборы депутатов советов районов, ликвидированных в соответствии с п.3 данного постановления, не будут проводиться. Полномочия депутатов советов ликвидированных районов прекращаются в день наступления полномочий депутатов, избранных по новым районам. Центральная избирательная комиссия должна обеспечить формирование избирательных округов и проведение местных выборов с учетом новообразованных районов», - говорит адвокат Майя Сергеева.
Координатор Межрегиональной экспертной платформы (МЭП) в Харькове Елена Бугло подчеркивает, что принятое парламентом постановление до сих пор не вступило в силу. Вместе с тем поправки к Избирательному Кодексу говорят о том, что за 90 дней до местных выборов Кабмин должен определить административные центры всех вновь созданных районов областей.
Более того, считает Елена Бугло, выборы в областные советы также пройдут с учетом “старого” районирования регионов.
"Нужно понимать, что депутатов областных советов мы будем выбирать новых, но по старым правилам. Большинство денег будет в ОТГ, в районных советах денег будет меньше. Полномочия же депутатов областных советов будут прежними”, - говорит харьковский координатор МЭП.АДМИНУСЛУГИ, СУДЫ И ЗАРПЛАТЫ - ПОД УГРОЗОЙ
"Есть порядка 8 законопроектов, которые должны увязать реформирование администравтно- территориального деления Украины, то есть создание новых и ликвидацию старых районов. В том числе – закон, который касается работы ЦНАПов в новых районах. На сегодняшний день этот законопроект не рассмотрен Верховной радой. И соответственно будет образована брешь в период между ликвидацией районов и организацией работы ЦНАПов в новых районах. Месяц назад профильное Министерство разместило 4 законопроекта, для публичного обсуждения. Но они еще даже не переданы на рассмотрение в Верховную Раду. Законопроекты касаются местного самоуправления, референдума, что немаловажно, и вопросов размежевания ресурсов, обязанностей и полномочий между исполнительной властью и местным самоуправлением», - говорит Майя Сергеева.
Неурегулированность работы Центров предоставления админуслуг на новых административных единицах подтверждает и экономический эксперт Михаил Крапивко. По его словам, новая логистика обязывает либо сохранить имеющиеся ЦНАПы, не получив при этом ожидаемой от реформы экономии, либо оптимизировать их, сделав неудобными для пользования.
“Увеличилось расстояние от крайних населенных пунктов до районных центров, иногда до 100 км. Появились некоторые изменения в получении, например, административных услуг. И здесь дилемма: либо центры предоставления админуслуг сохранятся на старых точках, тогда не будет никакой экономии бюджетных средств. Либо же они переместятся в новые центры и, таким образом, станут более труднодоступны”, - подчеркивает эксперт.
Под угрозой, по мнению эксперта, также оказывается и судебная система вновь созданных районов. Помимо неудобства пользования судами, существует вероятность увеличения нагрузки на сами суды.
“Если, например, в суд из села нужно было ехать в Петриковку – это один вопрос, если в Днепр – это уже проблема. Увеличится нагрузка на суды как минимум в 4 раза. Кто будет финансировать медучреждения в новых райцентрах? Райцентр или районы, как «отвяжутся» бюджеты? Пока можно говорить, что экономическая целесообразность такого изменения стоит под вопросом. Есть опасение, что дальним территориальным громадам достанется все меньше и меньше”, - говорит Михаил Крапивко.
По его словам, если парламент не сможет своевременно принять так называемые “связующие” законопроекты, работники бюджетной сферы в новых административно-территориальных единицах могут остаться без зарплат.
“Если чисто технически задержать принятие связанных законопроектов, то у нас возникнет правовой вакуум, который не позволит использовать местные бюджеты, при этом не остановит их наполнение. Для этого должны быть внесены изменения в некоторые законопроекты, в противном случае новые депутаты не будут иметь полномочий на распоряжение средствами. В результате могут быть задержки с финансированием и выплатами заработных плат бюджетными учреждениями: образование, медицина, и прочее”, - считает эксперт.
СВОРАЧИВАНИЕ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ?
По мнению координатора МЭП в Днепре Станислава Жолудева, создаваемые в рамках административно-территориальной реформы Офисы префектов и Советы округов могут отобрать часть полномочий у образованных территориальных громад, что и приведет к снижению уровня децентрализованности власти.
“Советы округов и Офисы префектов могут вернуть себе часть полномочий, которые в период с 2015 по 2019 годы были переданы объединенным громадам в соответствии с существующей моделью территориального устройства, Законом “О местном самоуправлении”, Бюджетным Кодексом и т.д. Возможно, мы увидим возвращение части полномочий с базового уровня на более высокий. Это подрывает модель существования ОТГ в плане баланса между их полномочиями и ресурсами, которая существовала последние 5 лет. Это будет означать, что мы будем иметь обратное движение - от децентрализации будем возвращаться к централизации”, - говорит эксперт.
Так, территориальные громады, проводившие выборы в декабре 2019 года, фактически не смогли вступить в систему самостоятельных бюджетных отношений, а остались зависимы от бюджетов районов.
НЕДОВОЛЬНЫЕ ТЕРРИТОРИИ
20 июля в Першотравенске состоялось заседание общественного совета при исполкоме городского совета. Члены совета единогласно поддержали предложенное руководством города обращение к Президенту Владимиру Зеленскому, спикеру Верховной Рады Дмитрию Разумкову, Премьер-министру Денису Шмыгалю и главе Днепропетровской ОГА Александру Бондаренко.
Члены совета недовольны решением присоединить город к Синельниковскому району.
“Город должен быть закреплен за Павлоградским районом, поскольку исторически является частью Западного Донбасса. Кроме того, с точки зрения логистики пребывание нашего города в составе Павлоградского района является более целесообразным”, - говорится в тексте обращения.
22 июля глава Днепропетровского областного совета Святослав Олейник провел встречу с представителями громад Петропавловского и Межевского районов. он заверил, что в рамках нового районирования области расположения объектов социальной инфраструктуры (больниц, пенсионных фондов, участков полиции), не изменится.
“В это постановление можно вносить изменения. И мы сегодня с главами некоторых общин эти изменения обсудили. Возможно, когда в Киеве работали над пределами новых районов, не учли некоторые местные тонкости. Поэтому мы будем готовить предложения в Верховную Раду по пересмотру этих границ”, - отметил он.
В областном совете также заверили, что до момента принятия изменений в Конституцию, принятое парламентом постановление не будет иметь правовых последствий.