Штрафы для водителей снова повысят: какие новшества готовят для автомобилистов

Адвокат Майя Сергеева рассказала, какие новшества готовят для автомобилистов.

Штрафы для водителей снова повысят:  какие новшества готовят для автомобилистов
13 июля, Верховная Рада Украины приняла в первом чтении законопроект №2695, которым вводится комплекс мероприятий для обеспечения неотвратимости наказания за вождение в состоянии опьянения. Законопроект №2695 касается двух основных причин смертности на дорогах - нарушение скоростного режима и управление в состоянии опьянения.

Майя Сергеева отметила, что предлагается внести изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях (далее - КоАП), Уголовного кодекса Украины (далее - УК), а также закон Украины «О дорожном движении» и «О Национальной полиции», с целью:

  • усилить ответственность за управление транспортными средствами, речными, морскими или маломерными судами в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения; 
Так, для водителей в состоянии опьянения запрещается освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, или примирением виновного с потерпевшим, или передачей на поруки или изменением обстановки. Более того, исключается освобождение от наказания с испытанием - то есть условные приговоры для водителей в состоянии опьянения. Также исключается закрытие дела по малозначительности деяния. Приговоры, вступившие в силу, не могут освободить лицо от отбывания наказания по амнистии.

Если же водитель был в нетрезвом состоянии, предлагается за грубое или повторное нарушение - безальтернативное лишение свободы до трех лет с лишением права управления автомобилем от трех до пяти лет (после отбытия основного наказания) или административный арест на срок десять суток с оплачиваемым изъятием транспортного средства или без такового. За систематическое нарушение – лишение свободы до десяти лет (под систематичностью предлагается понимать совершение нарушение 3 и более раз).

Рассматривается внесение ясности в механизм временного изъятия удостоверения водителя, в частности после окончания трехмесячного срока, когда судом еще не принято решение о лишении водителя права управления или когда судом не рассмотрен административный материал. Так, водитель получит право обратится за получением изъятого документа после истечение годового срока привлечения в ответственности, а в течение года водитель имеет право обращаться за продление временного разрешения на право управления автомобилем каждые три месяца.
  • Устанавливаются более длительные (в течение года со дня совершения) сроки наложения административных взысканий за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 130 КУоАП «Управление транспортными средствами или судами лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих их внимание и скорость реакции».
По общему правилу, административное взыскание может быть наложено не позднее чем через два месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - не позднее чем через два месяца со дня его обнаружения, за исключением случаев, когда дела об административных правонарушениях в соответствии с настоящим Кодексом подведомственные суда (судьи)
  • легализовать использование полицейскими технических средств видеозаписи с обязательным приобщением материалов видеофиксации в протокол об административном правонарушении.
Полицейские обязуются приобщать к протоколу об управлении в состоянии опьянения видеозапись с нагрудного видеорегистратора полицейского, который осуществлялся при проведении освидетельствования на состояние опьянения. Видеофиксация заменяет необходимость наличия двух свидетелей (понятых). В современных условиях видеозапись процесса освидетельствования является достаточной гарантией законности осмотра и подтверждение состояния опьянения.
  • Увеличивается размер штрафов, в частности за превышение установелнных ограничений скорости (с 510 грн до 3400 грн в случае превышения более 50 км / час.) управления автомобилем лицом, лишенным водительских прав (с 510 грн до 3400 грн), оставление места ДТП (с 255 грн до 3400 грн, а также лишение права управления на срок шесть месяцев). Также увеличивается размер штрафов в случае повторности в течение года. Увеличиваются штраф за не использования ремня безопасности; не предоставление преимущества в движении аварийно-спасательным служдам, скорой помощи, пожарной охране, полиции с включенными световыми или звуковыми сигналами и другие.
  • изменить механизм привлечения к ответственности за административные правонарушения, зафиксированные в автоматическом режиме, отменив начисления штрафных баллов; 
  • Появляется новое основание для остановки транспортного средства - остановка с целью проведения осмотра водителей на состояние опьянения, которая осуществляется с целью проведения профилактических мероприятий, информация о которых должна быть обнародована на официальном веб-сайте Нацполиции в форме организационно-распорядительного акта ее руководителя.
Предусматриваются «слепые проверки», которые существуют в европейских странах действие которых охватывает вечернее и ночное время. Если такие профилактические меры будут временные в вечернее и ночное время, и четко определены по территории, о чем каждый сможет прочитать на сайте полиции, - это будет эффективно.
  • Вместо "предъявления" водительского удостоверения, технического паспорта автомобиля и страховки, их надо "передавать" полицейскому (исключение - если они в электронной форме в приложении "Действие"). На самом деле водители и так в основном "передают" документы полицейскому в руки, так как некоторые вспоминают практику ГАИ.
  • внедряется американский стиль поведения водителей, когда его остановит полицейский, а именно:
- держать руки в поле зрения полицейского и не выходить из транспортного средства без разрешения;
- по требованию полицейского, выключить двигатель / включить аварийную сигнализацию / выйти из транспортного средства.

Поверхностная проверка авто охватывать обязанность продемонстрировать идентификационные номера транспортного средства (номер кузова, например). Сейчас же речь идет только о содержании салона или багажника автомобиля, собственных карманов. Единственной гарантией прав здесь есть видеофиксация этого превентивного полицейского мероприятия.
  • Вводится возможность размещения стационарных средств видеофиксации (радары, маяки, камеры) без предупредительных знаков. Некоторые считают, что это возврат к практике ГАИ.

В целом, принятие законопроекта может привести к позитивным изменениям, если будут учтены замечания, которыми сопровождается проект, но безусловно, много будет зависеть от практической реализации – насколько полиция и суды будут придерживаться новых правил.