Финалист Teacher Global Prize Андрей Олейник: "Молодая кровь в образовании начинает рвать шаблоны"

Андрей Олейник — молодой педагог из г. Каменского (Днепропетровская область). Под его руководством учится 31 ребенок из 4-Б класса местной школы №35. Спустя 3 года после начала педагогической работы Андрей Олейник вошел сначала в ТОП-50, а впоследствии — в ТОП-10 лучших учителей Украины. В рамках интервью мы поговорили о том, как удалось стать финалистом "педагогического Оскара" и есть ли реальный учебный процесс после жесткого карантина.

Финалист Teacher Global Prize Андрей Олейник: "Молодая кровь в образовании начинает рвать шаблоны"

- Что это за конкурс и почему он так важен для педагогов?

- Это престижный конкурс. Для мира педагогики это нечто вроде "Оскара". Его проводит общественная организация «Освіторія» и проходит он ежегодно на протяжение 3 лет. Главный приз для победителя — 250 тыс. грн и плюс призы от спонсоров и возможность попасть на Международный Teacher Global Prize.

- Как удалось попасть на этот конкурс? Выдвигались сами или кто-то номинировал?

- В целом на этот конкурс номинируют либо учителя, либо дети. Либо же можно подаваться самостоятельно. Я подавался сам. Я подал анкету, ждал пока объявят ТОП-50. Объявили пятидесятку, я прошел туда и думал, что остановлюсь и о ТОП-10 даже и мечтать не буду. Не получилось (улыбается). Теперь ждем 3 октября, когда пройдет итоговая официальная церемония.

2.jpeg

- И как это было — узнать, что попали в десятку лучших учителей Украины?

- Ой, просто невероятно. Я позвал родителей, оставил их возле телевизора и сказал, что пойду на улицу на перекур или просто чем-то займусь. Но интерес взял верх, решил смотреть. На первом фото — ничего, а на втором я увидел свое фото и тут уже эмоции зашкалалили.

На самом деле это очень крутая платформа для учителей. Каждый привозит свои наработки, делится ими.

- На основании чего определяли победителя? Это какие-то собственные наработки или какие-то достижения в педагогической работе?

- Здесь все. Насколько я понимаю, главное то, чтобы учитель не был похож на тех, которые были когда-то. Там были новаторы, люди, которые не боятся рвать шаблоны.

5.jpg

- И чем Вы разрывали шаблоны?

- Всеми наработками, которые собрались у меня за три года.

- В Вашей работе есть методика под названием «Цеглинки», в которой активно используется конструктор Lego. Что это за методика и каким образом ее удается адаптировать к предметам?

- В целом программа, по которой мы сейчас идем с моим классом не предусматривает использование Lego, потому что это еще не НУШ (Нова Українська школа, - ред.). Первый раз я использовал эту методику в прошлом году, когда была возможность брать один вариативный час. Каждый день использовать этот метод не получается, потому что нет этого часа — мы, фактически, «берем его взаймы» у коллег. Это методика позволяет осуществлять интеграцию математики и природы, математики и украинского языка и, в принципе, любые предметы.

Конечно, на постоянной основе внедрить эту методику не получается, но раз-два раза в неделю мы стабильно к нему возвращаемся. Ну и, конечно же, известные методики.

- И все-таки, это некая ассоциативная методика, которая срабатывает на ассоциациях ребенка, либо все же некая математическая либо механическая модель?

- А здесь есть и тот, и тот компонент. Чем и интересна эта методика -ее можно внедрить практически в каждый предмет. Она подходит для музыки, математики, рисования — для всего.

- Как в школе восприняли Вашу победу?

- Меня поддерживают и помогают. Особого удивления, скажу честно, не было. Очень сильно радовались дети, причем как мои, так и из других классов. Огромную поддержку я ощущаю от города — об этом говорят и школы, и университеты. Это очень приятно!

- Если взять во внимание всех участников конкурса и их наработки, то насколько либо уже изменилась, либо начала меняться методология преподавания?

- Я не могу сказать, что она поменялась полностью. Мы, фактически, в процессе этих изменений и все зависит от учителей. Судя по ТОП-50 и ТОП-10 педагогов — это люди, которые внедряют все новое, не боятся рушить старое и создавать новое. Не боятся выходить за рамки дозволенного и рамки зоны комфорта. Начало положено хорошее и, мне кажется, еще несколько лет и мы изменим систему, которая была до нас.

3.jpg

- Давайте поговорим о текущем процессе. Как начался учебный год и насколько сила повлияла на учебу карантинная суматоха?

- Я очень ждал учебного года, встречи с детьми. И они тоже очень этого ждали. Скажу честно, вся эта дистанционная история меня лично порядком измотала и напрягала в конце. В целом началось все удачно, вошли в процесс весьма весело. Традиционной линейки у нас не было. Я связался с многими известными деятелями Украины, чтобы они записал поздравления для детей. Кстати, был удивлен, насколько наши звезды открытые и доступные для общения.

- А кто это был?

- Это были Павел Костицин, Вадим Олейник, замминистра образования (он, кстати, не успел записать видео). Мы спокойно, без напряга общались и я был поражен.

Заодно увидел еще вот что. Детям очень не хватает мотивации в лице успешных людей. Я смотрел и видел, как их глаза горят, насколько их зацепили такие примеры успеха. Понял, что буду и далее привлекать кого-то успешного.

- Были ли сложности в начале года?

- Да, были определенные моменты со временем. Раньше первый урок у нас начинался в 08:00. Сейчас мы начинаем в 08:15, потому что первые 10-15 минут посвящаем опросу детей относительно их самочувствия, состояния, уделяем внимание дезинфекции и карантинным предсторожностям. И вот к такому сдвигу тяжело адаптироваться, минувшая неделя была очень тяжелой и для меня, и для детей.

4.jpg

- Кстати, рекомендации МОЗ для школ предусматривают рассадку детей на дистанции в полтора метра. При 31 ребенке в группе это весьма немалая площадь…

- Это колоссальная площадь и, к сожалению, наше учреждение не может в полном объеме соблюсти дистанцирование в полтора метра при рассадке. Поэтому работаем как есть, по максимуму.

- Можете ли назвать ТОП проблем, которые мешают внедрять всякого рода методологические ноу-хау в работу с детьми?

- Прежде всего это вопрос технический. Не у всех сегодня есть возможность работать с интерактивной доской. К сожалению даже в рамках НУШ не всегда все есть. Второй момент — это мотивация. Не все педагоги мотивированны и прежде всего — финансово. Многие молодые педагоги получают нагрузку, ответственность и наряду с небольшой зарплатой просто уходят. Поэтому можно смело говорить, что на первом месте у тех, кто работает, стоит не зарплата (смеется).

Ну и третий момент - это уважение, как среди коллег, так и администраций школ. Нередко молодые педагоги, приходя в школы, получают нападки, хотя как раз должны получить поддержку.