Сергей Никитин: “Днепровский референдум” – это инициатива, объединяющая горожан и власть (ИНТЕРВЬЮ)
В Днепре городская организация партии «ОППОЗИЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА – ЗА ЖИЗНЬ» больше месяца проводит проект «Днепровский референдум». Инициатива была воспринята неоднозначно. Горожане поддерживают и активно участвуют, а оппоненты - депутаты от «Европейской Солидарности» - ставят под сомнение ее законность, митингуют против, и подают соответствующее заявление в Службу безопасности Украины. О коммуникациях горожан и властей, самопиаре и нюансах взаимоотношений с оппонентами, мы говорили с главой Днепровской городской парторганизации “ОППОЗИЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА - ЗА ЖИЗНЬ” Сергеем Никитиным.
СТРАШЕН ЛИ ГОРОДСКОЙ РЕФЕРЕНДУМ?
- Инициатива “Днепровского референдума”: как она родилась и какова ее цель?
- "Днепровский референдум" - это проект, который был организован и реализовывается партией “Оппозиционная платформа - За жизнь”. Общаясь с горожанами, мы увидели, что они хотят принимать активное участие в жизни города и его развитии. На сегодня есть устойчивая проблема узурпации городской властью процессов развития города и ее нежелание слышать мнение горожан и стимулировать развитие площадок, на которых можно обменяться мнениями и совместно принять какое-то решение. В итоге мы предложили горожанам попробовать привлечь внимание городской власти к тому, что сегодня можно и нужно взаимодействовать с горожанами и вместе определять будущее нашего города.
Проект реализуется как общегородской опрос. В наших партийных палатках каждый житель города может высказаться по вопросам, которые он действительно считает важными для развития города и указать, по каким вопросам, по его мнению, необходимо принимать решения громаде, а не власти единолично.
-То есть речь идет не о вопросах, инициируемых политической силой, а о предложениях, подаваемых горожанами?
-Сегодня мы формируем для городской власти, завтрашней или сегодняшней, повестку, которая остро стоит в семьях, во дворах, в трудовых коллектива конкретно в части развития своего города. Это не касается вопросов общенационального уровня, для решения которых у городских властей нет полномочий.
-Как будет реализовываться этот проект? Какой механизм систематизации полученных данных и донесения их до городских властей?
- Не теряя времени, мы уже анализируем те пожелания и вопросы, которые горожане оставляют в палатках. Всю информацию мы систематизируем по секторам: экономика, ЖКХ, социальная сфера. В конечном итоге результаты мы будем доносить и до горожан и до городской власти. Сделаем открытой информацию по вопросам, которые жители Днепра считают важными для своего города. Мы будем работать над тем, чтобы чиновники прислушивались к людям, ради которых они несут службу. Корректировали свои действия с пожеланиями жителей и развивали город так, как того хотят днепряне.
-А сами чиновники готовы прислушиваться к жителям?
-Сегодня люди сполна наелись представлениями о том, что городская власть - это правители и начальники. И те обещания, которых нам с три короба дали и на выборах, и в течение 5 лет, сегодня в большинстве не выполнены. И люди понимают, что очередная порция обещаний означает, что еще 5 лет придется жить, не ощущая социальной пользы от политиков, а наблюдать за политикой политиков.
“ХОЧЕТСЯ, ЧТОБЫ ЗЕЛЕНСКИЙ И ЕГО ПАРТИЯ УЧИТЫВАЛИ ЖЕЛАНИЯ УКРАИНЦЕВ РАЗВИВАТЬ СТРАНУ”
-Как эта инициатива согласовывается с национальным законодательством? Не противоречит ли?
-Закон, регулирующий процедуру референдума, несколько лет назад был признан таким, который не соответствует основному закону Украины - Конституции. Сегодня на законодательном уровне фактически нет правил проведения референдума. Конституция Украины закрепляет право граждан принимать участие в общенациональном и местных референдумах. Но как реализовать это конституционное право - ни один нормативный акт не прописывает. Несмотря на то, что Зеленский, идя во власть, одним из месседжей, в который поверили и за который голосовали, выделял ряд законов о народовластии, сегодня нет Закона, регулирующего процедуру проведение референдума.
Да, есть законопроект. Это идентификация некоторых норм, он прошел первое чтение, и сегодня в него вносятся пожелания, правки и изменения. Сейчас рано говорить о том, каким будет текст проекта закона, вынесенный на второе чтение. Очень хотелось бы, чтобы президент Зеленский и его правящая партия учли желание украинцев быть услышанными и принимать активное участие в развитии страны, регионов и городов.
Несмотря на то, что соответствующего закона нет, властью в городе является не президент, а городской совет. И существует возможность ведения городской политики так, чтобы принятие решений, подготовка программ, определение приоритетов расходования бюджетных средств - все это основывалось на мнении горожан. На сегодняшний день есть процедура "Городские петиции", утвержденная городским советом. Есть сайт, на котором городская власть может сделать голосование, чтобы, например, определить приоритеты на будущий бюджетный год и затем формировать расходную часть бюджета, исходя из тех приоритетов и пожеланий, которые высказали жители. Сегодня власть способна услышать каждого, было бы желание. Нужно создавать город, который был бы комфортным для проживания.
-Днепр сегодня - это комфортный для проживания город?
-Отчасти город стал более комфортным, чем в предыдущую пятилетку. Но это скорее связано не с тем, что людей слышат. Это связано с тем, что с учетом децентрализации вместо бюджета в 4 млрд грн, мы получили в эту пятилетку у нас бюджет - 14 млрд грн в год. Соответственно это больше возможностей ремонтировать дороги, создавать инфраструктуру, проводить работы в больших объемах. Но при этом важно расставлять приоритетности, исходя не только из хозяйственной необходимости, но и социальной – спрашивать, что хотели бы жители видеть: новые деревья вместо спиленных или отремонтированные дороги во дворах.
“ОБЪЯВЛЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА СЕПАРАТИЗМОМ - ЭТО СРАВНЕНИЕ ВЕРТОЛЕТА И ЗАВТРАКА”
- Ваши оппоненты подали заявление в СБУ из-за инициативы “Днепровский референдум”. Вас вызывали в главное областное управление. Чем закончился этот визит и имеет ли он какое-то продолжение?
-Коллеги по городскому совету, а точнее представители определенных политических партий, не имея собственной позиции и предложений для будущего нашего города, имея неоднозначную историю деятельности своих лидеров, не придумали ничего лучшего, чтобы поднять свою узнаваемость, как критиковать деятельность партии, которая что-то предлагает. И услышав от нас желание привлекать людей к управлению городом, они не нашли ничего более умного, чем подать заявление в СБУ. Суть заявления - это практически то же самое, что сравнить несравнимое - “вертолет” и “позавтракать”. Так же выглядят борды о том, что референдум - это сепаратизм, будто мы призываем к нарушению территориальной целостности, отделения нашего города от Украины и так далее.
Это безосновательные заявления, основанные исключительно на попытке привлечь к себе внимание.
Слово “референдум” - означает инструмент «как слышать людей». Какие вопросы на него выносить - это другой момент. Ни Служба безопасности Украины, ни другие правоохранительные органы не усматривают в нашей инициативе оснований для привлечения к ответственности. В действиях, направленных на привлечение жителей к решению городских вопросов, нет ничего антизаконного.
- Насколько я понимаю, напрямую ваши коллеги с вами не общались и не задавали вопросы…
- Я не хотел бы всех равнять под одну гребенку. Некоторые коллеги действительно подходили, спрашивали, проявляли интерес. Уточняли, как мы видим процесс реализации инициативы, какие вопросы выносить на такой референдум. В чем-то мы сошлись во мнениях, в чем-то - нет. Но в конечном итоге наша инициатива была правильно понята и даже поддержана.
Те коллеги, кто не собирался понимать, кому в принципе все равно, те и не спрашивали. Мы увидели по предыдущим 5 годам на общенациональном уровне, что власти было наплевать на то, что чувствует народ, как он живет, какое у него финансовое состояние. У них не было такой задачи. Их задача, ввиду пустоты на идеологическом поле, паразитировать на чужих, в данном случае, наших идеях.
“РЕФЕРЕНДУМЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ, НО ЧЕТКИЕ, НЕДВУСМЫСЛЕННЫЕ И В ИНТЕРЕСАХ ГОСУДАРСТВА”
- С общенациональной точки зрения, как сегодня должны проходить плебисциты? Какие вопросы должны обсуждаться и каким, в принципе, должен быть механизм их реализации.
- Здесь необходимо очень четко разграничивать общенациональные референдумы и местные, региональные референдумы.
Для общенациональных референдумов необходимо прописать четкий перечень вопросов и инициаторов таких референдумов. Это должно быть прописано так, чтобы у различных политических сил и представительств внешнего управления Украины не было возможности в разрез интересам государства инициировать общенациональные опросы. На этом уровне должны выноситься вопросы государственного строя, формы управления в государстве, и других основных позиций, закрепленных в Конституции страны. Сюда бы я добавил обсуждение обязательств страны перед третьими лицами: вступать или не вступать в союзы (экономические, социальные, военные), брать или не брать кредиты под госгарантии. Их важно согласовывать с обществом, потому что обществу потом и отвечать.
Отдельно я бы популяризировал систему местных референдумов для решения большого круга вопросов, как это практикуется в странах Европы. Здесь нужно отдельно и детально прописать механизм инициации и представителя, который фактически занимался бы организацией самого референдума. Раз уж сегодня мы имеем в качестве представительства населения политические партии, вероятнее всего, что проводником, который должен стоять между оглашением референдума и населением, должны быть в том числе политические партии. При некоторой активности жителей, должен быть определен порог, при котором условно собрали 5 тысяч подписей и уже политическая партия, или городской глава, могут среагировать на социальный запрос и поставить в черте города на выбор горожанам четко заданный вопрос. Формулировка вопроса на референдуме не должна давать возможности плюрализма мнений. По сути, должен быть задан вопрос, на который можно четко ответить “ДА” или “НЕТ”. Без всяких “может быть...”, “при условии...” и прочего.
Если вернуться к процессуальной стороне вопроса, то однозначно инициатором референдума должен быть народ. Или те чиновники, которые обладают соответствующими полномочиями – мэр города, руководители партий в городском совете, которые представляют народ, слышат остроту вопроса, понимают необходимость поднятия вопроса в черте города для обсуждения общественностью. Каким образом должен проходить опрос? Либо это должно быть прописано в законе про референдум, либо это должно утверждаться на уровне городского совета. Но обязательно сегодня давать возможность жителям принимать участие в жизни города.
- Как вы намерены доводить до финала реализации идеи “Днепровский референдум”, чтобы это был реально рабочий механизм?
- Для начала нужно исходить из того, появился соответствующий закон или нет. Если да, то мы будем смотреть, как в окончательной редакции Закона прописана процедура определения общественного мнения по тому или иному вопросу. Если нет, то статья 38 Конституции Украины сегодня есть и она гарантирована. Я надеюсь, что глава государства вспомнит о своей основной функции - гаранта Конституции. И на основании этой статьи городской совет может по аналогии с электронными петициями принять решение сформулировать механизм, каким образом он будет коммуницировать с народом и учитывать его мнение.
Однозначно, что вопросы не должны идти в разрез с действующим законодательством Украины, не должны посягать на территориальную целостность и суверенность государства. Это исключительно местные вопросы, касающиеся развития города. Людьми сегодня будет приветствоваться любая система, которая будет выводить важные для населения вопросы из кулуарного пространства в публичную плоскость. Формат высказывания общественного мнения – это уже технический момент. Его мы, вместе с теми политическими силами, которые зайдут в новый горсовет, сможем определить. И здесь важен здравый смысл тех политиков, которые придут в горсовет, и их желание присоединиться к правильной и нужной сегодня инициативе.
- Если говорить о будущем составе городского совета, то есть ли у вас модель взаимодействия с новыми фракциями? С кем планируете объединяться и дружить?
- Моделировать состав горсовета пока рано, потому что некоторые партии появились очень недавно. Некоторые - теряют в рейтинге так, что невозможно спрогнозировать их позиции даже через неделю. Поэтому спрогнозировать предпочтения общественности через 3 месяца пока тяжело. Несмотря на это, если сегодня “ОППОЗИЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА - ЗА ЖИЗНЬ” находится в оппозиции к пропрезидентской политической силе “Слуга народа”, это значит, что в городском совете мы не будем единомышленниками в вопросах национальных трендов.
С другой стороны, мы не являемся общенациональными политиками. Мы представители конкретных горожан и, фактически, живем в тех районах и ходим по тем же улицам, жители которых нас избирали. И поэтому, несмотря на оппозиционные настроения на уровне Киева, решения общегородских вопросов не должны от этого страдать. Наши решения должны идти в векторе развития города и интересов наших избирателей.
Что касается объединения в одну фракцию или группу, то это маловероятно, так как действующее законодательство предусматривает определенные ограничения по сложению мандата и перехода в другую партию или внепартийный сектор. Надеюсь, что коллеги из других партий в горсовете проявят здравый смысл и будут голосовать за нужные для города и жителей решения. Голосованием и поддержкой показывать, что они с теми депутатами, которые работают для города.
“БЫТОВУХА” И ОБНИЩАНИЕ РАЗДЕЛИЛИ НАСЕЛЕНИЕ”
- Помимо инициативы “Днепровский референдум”, какие проекты вы предлагаете сегодня горожанам?
- За минувшие 5 лет наша политическая сила запустила программу под названием “Социальная реконструкция”. В рамках этой программы действуют несколько проектов, например - “Двори для життя”. О чем этот проект? Не только о благоустройстве придомовых территорий: тротуары, входы в подъезды, проходы к остановкам, палисадники приобретают современный вид. Но и о социальном оптимизме. Этот проект направлен на то, чтобы сдружить и объединить общим делом соседей.
- А это проблема?
- К сожалению. Из-за “бытовухи”, рутины, обнищания населения, люди забывают о добрососедских началах. Забывают о том, как дети играли в футбол, мужчины - в домино, а дамы прогуливались по тенистым аллеям, сидели на лавочках и обсуждали планы на будущее. Сегодня каждый погружен в свои проблемы и, к несчастью, озлоблен, потому что ничего, кроме его проблем, человека не волнует. Этот проект объединяет людей, восстанавливает добрососедские отношения, люди узнают, что соседи - это не просто случайные люди, которые встречаются на улице, это подчас единомышленники.
Этот проект - это своего рода миниатюра взаимодействия власти и горожан, о котором мы говорим в рамках проекта “Днепровский референдум”. Мы приходим во двор и спрашиваем у людей, чего им не хватает для комфортности проживания в этом конкретном дворе? И они сами указывают на отсутствие тротуаров, неудобные проходы, ямы, отсутствие лавочек и прочее. Мы систематизируем эти видения, договариваемся с городскими службами о финансировании запланированных работ. Часть средств, к примеру, на озеленение, мы берем на себя. Мы выполняем функцию координационного центра, связующего звена между жителями и городской властью: услышали, что жители хотят – донесли до власти – проконтролировали, чтобы было сделано. Такая система должна существовать в рамках всего города не как инициатива одной политической силы, а как способ управления властью.
Также в рамках Программы “Социальной реконструкции” есть проект “Социальный клуб”. Он направлен на обеспечение занятости людей старшего и преклонного возраста. Это люди, которые сегодня ограничены в передвижении, в каких-то возможностях. Мы создаем условия, чтобы они могли встретиться с друзьями, сходить в музей, театр. Мы также организовываем обследование зрения у пенсионеров в больницах города и по итогам медицинского заключения бесплатно выдаем им очки.
Мы также не забываем про молодежь. Это такие проекты как “Дворовые игры”, которые вытягивают молодежь из дома, из-за компьютеров, на улицу. Это, во-первых, приучает их к спорту. Во-вторых - учит дружить, находить взаимопонимание, тренирует волю к победе в нелегких ситуациях.
Очень важно развивать творческое начало и у тех, кто помладше. Это проект “Життя очима дитини”. В творческом проекте задействованы дети и родители. По сути, ребенок рисует рисунки, в которых показывает, как он видит жизнь и что хотел бы изменить в ней, а родители нам эти рисунки присылают. С одной стороны – это посыл взрослым, как заботиться, воспитывать ребенка, что нужно изменить. С другой стороны - мы в детях развиваем творческие качества, даем возможность понять свой потенциал. Рисунки оцениваются. В качестве призов, самые интересные работы мы размещаем на бордах города. Когда 6-летние дети видят свои рисунки на бордах города, да еще и подписанные, кто нарисовал, - их счастью нет предела.
Мы также не забываем о городских проблемах, как озеленение. Это акции “Посади дерево - спаси город” и “Городские цветы”. Эти акции помимо того, что делают город красивее, еще и вовлекают горожан, которые высаживают, поливают эти деревья. Каждое дерево становится семейным, на него вешают именную бирку и ухаживают, как за ребенком. Это также милая традиция, которую можно предавать от отца к сыну.
Мы еще заботимся о том, чтобы сохранить нашу историю и память, чтобы молодое поколение знало правду, а не перекрученные политиками в зависимости от конъюнктуры, события. Мы показываем ход истории. Это касается Великой Отечественной войны и подвига, который совершили жители города. Мы отмечаем и памятные даты – начало и окончание войны, освобождение Днепра. Да, это меценатские проекты, но они важны, чтобы сознание подрастающего поколения правильно воспринимало события тех лет. Мероприятия этих проектов сопровождаются милыми традициями, одна из которых - Вальс життя. Отрадно видеть, когда люди преклонного возраста, которым особо больно от перекручивания истории, со слезами на глазах танцуют наряду с молодыми. А когда начинает танцевать весь фестивальный причал – от эмоций мурашки бегут по коже. Такие хорошие инициативы, нужные людям, важно поддерживать и развивать.