Что для потребителя значит новая маркировка мяса, меда и оливкового масла в Украине: разъясняет адвокат
Общие положения по маркировке пищевых продуктов изложены в статье 39 Закона Украины «Об основных принципах и требования к безопасности и качеству пищевых продуктов». В частности, в этой статье установлены особенности маркировки продуктов надписью «без ГМО», а также общие запреты, которым нужно следовать при маркировке пищевых добавок. Более подробные требования к маркировке пищевых продуктов содержатся в Технологическом регламенте о правилах маркировки пищевых продуктов и в ДСТУ.
Однако, Минэкономики утвердило Порядок и специальные требования к маркировке пищевых продуктов, для которых обязательным является указание страны происхождения или места происхождения. Соответствующий приказ от 01.04.2021 года № 679 зарегистрирован в Минюсте 06.05.2021, опубликован 18.05.2021года.
Об этом стало известно во время пресс-конференции.
Адвокат Майя Сергеева сообщила, что на уровне Закона Украины "Об информации для потребителей относительно пищевых продуктов" закреплен обязательный переходный период для подготовки операторов рынка к изменениям, соответственно требования к маркировке вступят в действие с 18 мая 2024года. В тоже время, указанным законом разрешено операторам рынка применять новые стандарты маркировки не дожидаясь окончания переходного периода, но это их право, а не обязанность.
Этот Порядок устанавливает правила внесения «страны происхождения» или «места происхождения» в маркировке:
1) мяса крупного рогатого скота, свежего или охлажденного;
2) мяса крупного рогатого скота, мороженого;
3) свинины свежей, охлажденной и мороженой;
4) баранины и козлятины свежей, охлажденной и мороженой;
5) съедобных субпродуктов крупного рогатого скота, свежих или охлажденных или мороженых;
6) мяса и съедобных субпродуктов домашней птицы;
7) меда;
8) оливкового масла (virgin olive oil) и оливкового масла экстра-класса (extra virgin olive oil).
«Порядок будет применяться к маркировке вышеупомянутых пищевых продуктов, произведенных в Украине или ввезенных (пересылаемых) на таможенную территорию Украины, на всех этапах их реализации. Действие Порядка не распространяется на указанные выше продукты питания, которые предназначены (произведенные) для личного потребления», - сказала Майя Сергеева.
По словам адвоката, продукты, для которых в соответствии с этим приказом обязательным является указание страны происхождения или места происхождения, но они не отвечают требованиям этого приказа, могут находиться в обращении до наступления конечной даты потребления или срока годности.
«Отмечу также, что сегодня в отношении меда, который не соответствует требованиям по составу (не должен содержать сторонних добавок или пищевых ингридиентов) и маркировке, утвержденных приказом Минагрополитики Украины № 330 от 19 июня 2019года, но введен в обращение до 01 января 2023 года, не может быть запрещен или ограничен в продаже по причинам несоответствия требованиям, до окончания срока его пригодности», - сказала Майя Сергеева.
Закон Украины «Об информации для потребителей относительно пищевых продуктов», вступивший в силу 6 августа 2019 года, обязывает компании-производителей использовать новую маркировку, которая облегчает потребителю выбор и информирует его обо всех особенностях производства, хранения и использования конкретного продукта.
Для изменений законом вводится трехлетний переходный период – до 5 августа 2022 года. В течение этого времени операторы рынка должны привести маркировку своей продукции в соответствие новым нормам. Ответственность за правдивость информации лежит на производителях.
В случае введения в заблуждение потребителя, предоставления неполной или недостоверной информации о продукте Госпродпотребслужба уже сегодня применяет штрафные санкции:
Штрафы за неправильную маркировку пищевых продуктов до 15 минимальных зарплат (около 90 000 грн. на данный момент) для юридических лиц и 10 минимальных зарплат (около 60 000 грн.) для предпринимателей. А за введение потребителя в заблуждение относительно продуктов и их ингредиентов, вызывающих аллергические реакции или непереносимость, штрафы вдвое выше – 30 и 20 минимальных зарплат (около 180 000 грн и 120 000 грн).
Кроме потребителей и Госпотребслужбы за правильностью маркировки товаров следит Антимонопольный комитет. Казалось бы, какое отношение маркировка продукции имеет к защите конкуренции? Но при определенных условиях нарушения правил маркировки может расцениваться как проявление недобросовестной конкуренции. Штрафы, которые накладывает АМКУ на нарушителей, начинаются от нескольких тысяч и могут достигать миллионных сумм. Так как норма статьи 15-1 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» предусматривает за распространение информации, которая вводит в обман штраф в размере до пяти процентов дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) предприятия за последний отчетный год, предшествовавший году, в котором налагается штраф.
Распространенность претензий Антимонопольного комитета именно к пищевым продуктам можно частично объясняется и тем, что законодательство достаточно подробно устанавливает требования к их маркировке.
Об этом стало известно во время пресс-конференции.
Адвокат Майя Сергеева сообщила, что на уровне Закона Украины "Об информации для потребителей относительно пищевых продуктов" закреплен обязательный переходный период для подготовки операторов рынка к изменениям, соответственно требования к маркировке вступят в действие с 18 мая 2024года. В тоже время, указанным законом разрешено операторам рынка применять новые стандарты маркировки не дожидаясь окончания переходного периода, но это их право, а не обязанность.
Этот Порядок устанавливает правила внесения «страны происхождения» или «места происхождения» в маркировке:
1) мяса крупного рогатого скота, свежего или охлажденного;
2) мяса крупного рогатого скота, мороженого;
3) свинины свежей, охлажденной и мороженой;
4) баранины и козлятины свежей, охлажденной и мороженой;
5) съедобных субпродуктов крупного рогатого скота, свежих или охлажденных или мороженых;
6) мяса и съедобных субпродуктов домашней птицы;
7) меда;
8) оливкового масла (virgin olive oil) и оливкового масла экстра-класса (extra virgin olive oil).
«Порядок будет применяться к маркировке вышеупомянутых пищевых продуктов, произведенных в Украине или ввезенных (пересылаемых) на таможенную территорию Украины, на всех этапах их реализации. Действие Порядка не распространяется на указанные выше продукты питания, которые предназначены (произведенные) для личного потребления», - сказала Майя Сергеева.
По словам адвоката, продукты, для которых в соответствии с этим приказом обязательным является указание страны происхождения или места происхождения, но они не отвечают требованиям этого приказа, могут находиться в обращении до наступления конечной даты потребления или срока годности.
«Отмечу также, что сегодня в отношении меда, который не соответствует требованиям по составу (не должен содержать сторонних добавок или пищевых ингридиентов) и маркировке, утвержденных приказом Минагрополитики Украины № 330 от 19 июня 2019года, но введен в обращение до 01 января 2023 года, не может быть запрещен или ограничен в продаже по причинам несоответствия требованиям, до окончания срока его пригодности», - сказала Майя Сергеева.
Закон Украины «Об информации для потребителей относительно пищевых продуктов», вступивший в силу 6 августа 2019 года, обязывает компании-производителей использовать новую маркировку, которая облегчает потребителю выбор и информирует его обо всех особенностях производства, хранения и использования конкретного продукта.
Для изменений законом вводится трехлетний переходный период – до 5 августа 2022 года. В течение этого времени операторы рынка должны привести маркировку своей продукции в соответствие новым нормам. Ответственность за правдивость информации лежит на производителях.
В случае введения в заблуждение потребителя, предоставления неполной или недостоверной информации о продукте Госпродпотребслужба уже сегодня применяет штрафные санкции:
Штрафы за неправильную маркировку пищевых продуктов до 15 минимальных зарплат (около 90 000 грн. на данный момент) для юридических лиц и 10 минимальных зарплат (около 60 000 грн.) для предпринимателей. А за введение потребителя в заблуждение относительно продуктов и их ингредиентов, вызывающих аллергические реакции или непереносимость, штрафы вдвое выше – 30 и 20 минимальных зарплат (около 180 000 грн и 120 000 грн).
Кроме потребителей и Госпотребслужбы за правильностью маркировки товаров следит Антимонопольный комитет. Казалось бы, какое отношение маркировка продукции имеет к защите конкуренции? Но при определенных условиях нарушения правил маркировки может расцениваться как проявление недобросовестной конкуренции. Штрафы, которые накладывает АМКУ на нарушителей, начинаются от нескольких тысяч и могут достигать миллионных сумм. Так как норма статьи 15-1 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» предусматривает за распространение информации, которая вводит в обман штраф в размере до пяти процентов дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) предприятия за последний отчетный год, предшествовавший году, в котором налагается штраф.
Распространенность претензий Антимонопольного комитета именно к пищевым продуктам можно частично объясняется и тем, что законодательство достаточно подробно устанавливает требования к их маркировке.