Григорий Шматков: "Днепропетровская область накопила 90 млн тонн радиоактивных отходов"

Радиоактивное загрязнение ассоциируется, прежде всего, с глобальными техногенными авариями и катастрофами вроде Чернобыля или Фукусимы. Однако, мы даже не подозреваем, что радиоактивная опасность может быть совсем рядом и простая осведомленность об этом может спасти жизнь.

Григорий Шматков: "Днепропетровская область накопила 90 млн тонн радиоактивных отходов"

Доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой экологии Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры, председатель Научно-технического совета при департаменте экологи и природных ресурсов облдержадминистрации, лауреат Государственной премии в области науки и техники Григорий Шматков в эксклюзивном интервью подробно рассказал о проблеме накопленных радиоактивных отходов на территории Днепропетровской области, а также поделился собственным виденьем, как поэтапно стабилизировать ситуацию в регионе и обезопасить жителей от последствий прошлого.

- Многие считают, что радиация и её источники – это пережитки прошлого, со времен Чернобыля и в общем СССР. Скажите, применяются ли сегодня, в современной промышленности вещества, которые способны нести в себе угрозу облучения?

- Одно дело - это радиоактивная безопасность, зависящая от различных радионуклидов, другое дело - электромагнитное излучение, которое также окружает нас со всех сторон и об этом необходимо знать.

Радиоактивные вещества у нас применяются очень-очень широко. К примеру, на любом приличном крупном предприятии обязательно есть датчики неразрушающего контроля, толщины выпускаемого материала и т.д., которые основаны на изотопах. Они, как правило, должны строго охраняться и находиться на строгом учете.

К сожалению, я могу привести целый ряд случаев, когда такие источники очень высокой активности просто попадали в окружающую среду. Например, в конце 80-х – начале 90-х годов, когда после Чернобыля проводилась радиационная площадная съемка, неожиданно был обнаружен очень высокий уровень радиационного загрязнения в поселке Таромское. Причем, сотрудникам МЧС, при детальном обследовании территории, пришлось снять грунт в одном из дворов, спилить деревья и даже часть дороги рядом. Там нашли разбитую ампулу с радиоактивным кадмием, а свинцовый «домик» был уже кем-то раскрыт. Тогда войска МЧС вывезли всё это на радиоактивное хранилище, потому что когда подносили счетчики Гейгера, без приуменьшения шел звон, свидетельствующий о высоком уровне загрязнения.

2.jpeg

- Известно, что любители ценных металлов зачастую игнорируют правила безопасности и, рискуя здоровьем своим и окружающих, сдают части вот таких радиоактивных находок. В чем именно их ценность?

- Металлисты охотятся не столько за самими источниками, сколько за свинцом. Любой источник ионизирующего излучения находится в свинцовом домике. Если это ампулы с небольшой активностью, которые применяются в медицине, они тоже закрыты в маленьких свинцовых бочечках. Свинец тяжелый и любому металлисту его сдать одно удовольствие, тем более, что вес специального «домика», в котором находятся источники высокого излучения, может достигать 20 кг.

Также я помню, что когда-то были обнаружены похищенные с завода Петровского свинцовые «домики» вместе с ампулами - их не сумели перетащить через забор и просто бросили, охрана случайно обнаружила. Хочу отметить, что все такие домики, либо контейнеры имеют знак радиоактивной опасности – три сектора и посередине точка или же трилистник. Его должен знать каждый и держаться как можно дальше.

- По Вашему мнению, насколько ответственно сегодня подходят к вопросу исследования «последствий» аварии на ЧАЭС? Ведь наша область также попала в "зону поражения".

- За все годы после Чернобыля у нас была проведена лишь одна (в конце 90-х) площадная съемка в ряде регионов, на которые попало радиационное облако. На территории нашей области было 154 тыс. га, подверженных его выпадению: Павлоградский, Юрьевский район и ближе. В основном, это были цезий и стронций, у которых период распада составляет 22-23 года и от них сегодня опасности нет. Но там могут быть и другие радионуклиды, долгоживущие, типа плутония, кадмия и радиоактивного свинца и других с очень большим периодом полураспада (сотни и тысячи лет), что представляет собой определенную угрозу.

Кроме того, мы совершенно забываем о мощном источнике альфа-излучения. Это, в основном, радон – газ, который, хоть и тяжелее воздуха, но поднимается и вверх и имеет свойство скапливаться в понижениях рельефа, в погребах, подвалах. Если какое-либо заведение находится ниже уровня земли, и там нет достаточной изоляции от проникновения газа (а он почти всегда есть в грунте и материнской породе), то там будет достаточно высокий уровень опасности альфа-облучения. На самом деле, от него может защитить любой листочек бумаги, любая одежда, в отличие от гамма-излучения, но если газ-радон попадает в дыхательные пути, то поражает клетки человеческого организма, что приводит к различным неприятным последствиям, в первую очередь раку лёгких. Я считаю, что нашему городу сегодня нужна специальная программа исследования уровня радиационного загрязнения – это и будет ключик к здоровью и пониманию ситуации.

3.jpg

- Какие места необходимо исследовать в первую очередь?

- Есть приборы, они не дорогие, и есть организации, у которых можно их взять. Нужно провести обследование подвальных и полуподвальных помещений. Раньше мы обнаруживали высокий уровень радиационной загрязненности даже в подземных переходах, где устраивали торговлю. Поэтому город должен сформировать группу специалистов, сформировать программу, выделить средства. Вот на борьбу с амброзией выделили несколько десятков миллионов гривен, а на радиационные проблемы выделите хоть половину этой суммы и мы проведем огромную, нужную и важную работу.


"Находимся под воздействием разных источников излучения, от радиоактивных до электромагнитных"


- Многие жители, согласно проведенным социологическим исследованиям, видят опасность в банальных бытовых вещах: холодильниках, телефонах, телевизорах. Насколько оправданы данные теории и опасения?

- Помимо радиации, также часто мы сталкиваемся с электромагнитными излучениями. Когда телевизоры еще были не плазменными, а экран с крупными рентгеновскими трубками, рекомендовалось смотреть черно-белый телевизор на расстоянии 2-3 м, а цветной - не ближе 4-6 м, иначе вы получали приличную дозу облучения. Сейчас же экраны на кристаллах и беспокоится на этот счет точно не стоит.

Но есть опасность, которая не исследована в полном объеме – излучение от различных телевизионных станций и станций сотовой связи. И хотя хозяева всех этих антенн и станций говорят о том, что это совершенно безопасно, а на многих столбах и высоких домах, заводских общежитиях стоит по десятку таких антенн. Поэтому, насколько безопасно находиться в зоне их излучения и какие могут быть последствия – это тоже вопрос. В связи с этим, я думаю, нам необходима вторая программа, в рамках которой будет проведено детальное обследование всех городских станций высокочастотного излучения. Мы с Вами действительно находимся в уникальной среде обитания, под воздействием разных источников излучения, от радиоактивных до электромагнитных.


"Радиоактивные отходы использовали при строительстве для фундаментов, домов, дорог"


- Насколько критична ситуация с радиоактивными бытовыми отходами в нашей области?

- Днепропетровщина – это уникальная территория с точки зрения радиационного загрязнения, потому что в нашем регионе велась добыча и обогащение урана до конца 80-х – начала 90-х. У нас в области накоплено 90 млн тонн радиоактивных отходов обогащения. Это очень большая цифра. Хранятся они, в так называемых, хвостохранилищах, и лишь одно из 15-ти было специально подготовлено для принятия таких отходов. Остальные – это балки и яры, которые перегораживались дамбами.

Кроме того, в районе Девладово, Софиевский район, проводилось подземное выщелачивание урановых руд: бурились скважины в шахматном порядке, закачивалась кислота (смесь серной и азотной), которая растворяла соли урана и потом они откачивались. В Желтых Водах эти соли обогащались, и отходы снова отправлялись в эти же скважины. Поэтому, у нас под землей в районе Девладово 7 млн тонн кислотно-радиоактивных отходов. Люди должны знать об этом и требовать оценки радиационной ситуации.

У нас есть хвостохранилище "База -С", вблизи посёлка Таромское. На его обширной территории есть отдельная зона, которая называется хвостохранилище "ДП 6", что расшифровывается как «доменная печь № 6». Казалось бы, причем здесь доменная печь, в ней же плавят металл? В конце 50-х годов в Кривом Роге обнаружили 1 шахту, где было железо с большим попутным содержанием урана, и последовал приказ везти этот металл только на одну на доменную печь № 6 на Днепродзержинском металлургическом заводе, чтобы расплавить, получить чугун и шлак. Именно в шлак уходили соли урана. Этот шлак затем передавался на Приднепровский химический завод, где его растворяли и с помощью сорбентов извлекали соли урана, а отходы в виде пульпы перекачивались в хвостохранилища.

Естественно, что сама доменная печь оказалась источником мощнейшего радиоактивного загрязнения. Там работали металлурги, которые понятия не имели об уровне излучения – вот это было отношение к людям. Эту печь взорвали в конце 80-х годов, однако то, что осталось, нельзя было просто отправлять на отвалы или свалки и - были вынуждены отвезти на хранилище радиоактивных отходов .

Однако, мы по-прежнему область с самым мощным радиоактивным загрязнением - в Желтых Водах более 100 мест с высоким уровнем эманации радона, потому что радиоактивные отходы использовали для фундаментов детских садов, домов, дорог. В Днепродзержинске таких местных источников 118. Эти исследования проводились в 80-х годах, более 30 лет назад. Если наша власть и управление экологии поставят себе среди приоритетных задач не только борьбу с амброзией, но и проблему радиоактивных и электромагнитных излучений, пригласит специалистов, мы разработаем им программу и примем участие в исследованиях, причем за весьма скромные средства. Мы не бизнесмены, нам не надо зарабатывать – просто очень болеем за состояние здоровья нашего населения, в первую очередь, детского.


- Как проводить работу с населением в данном вопросе? Какими методами стоит доносить информацию о радиоактивной безопасности молодому поколению?

- Когда мы занимались этими проблемами в Каменском, моя организация разрабатывала пособие для детей о том, как понимать, что такое излучение, как защищаться и избегать его вредного влияния.

В сегодняшних реалиях для начала необходимо обучить учителей, подготовить им специальные пособия, программу и потом проводить уроки о радиационной безопасности, причем не только в школах, но и в ВУЗах. К сожалению, и современные студенты не осведомлены должным образом в вопросах правильно поведения с источниками излучения и понятия радиации как таковой. Когда я читаю лекции и задаю вопрос о радиации, на меня смотрят с удивлением «а где у нас тут радиация?». Когда начинаешь глубже объяснять всю ситуацию и приводить примеры, тогда начинают понимать. Поэтому, в первую очередь, крайне необходима такая учебная программа.