Протоиерей Николай Несправа: «Не огорчайте детей. Начните воспитывать себя»

19 декабря православный мир отмечает день Святителя Николая Чудотворца. Традиционно тысячи детей начнут его с поисков подарков под подушками, а в храмах пройдут торжественные богослужения. Но является ли праздник сугубо детским и для чего современному ребенку православное воспитание? Об этом и не только говорили с настоятелем храма в честь иконы Божией матери «Иверская» (г. Днепр) протоиереем Николаем Несправой.

Протоиерей Николай Несправа: «Не огорчайте детей. Начните воспитывать себя»

"Даже для того, кто мало знает о Церкви, святитель Николай Чудотворец - добрый знакомый..." (Святитель Николай Сербский)

- Отец Николай, по Вашему мнению день Святого Николая — это праздник детей или взрослых?

- В Евангелие есть такая фраза: «Если не будете как дети — не войдете в Царствие небесное». Что такое детство? Прежде всего — это чистота, простота и доброта. Поэтому праздник Святого Николая — это праздник всех. И детей, и взрослых.

- Обязательно ли этот праздник должен отмечаться только людьми глубоко верующими? Ведь все равно очевидно, что сегодня он стал достаточно массовым.

- Прежде всего, это праздник духовный. И некой меры духовности быть не может. Простите, но это как в известной шутке: «Нельзя быть чуть-чуть беременным». И вот вера — это «беременность» Царствием небесным, добротой. Поэтому это праздник для всех тех, кто душой приобщен к этому состоянию. Что же касается поста, молитвы и посещения храма — каждый выбирает свою меру. Для кого-то это крайняя необходимость, для кого-то — периодические мероприятия.

В разные периоды жизни человек выбирает для себя дорогу. Например, школа. Обязательно ли ходить в школу?

- Так сформировалось, что да…

- Именно. Школа — это социальный институт, который призван воспитывать человека. Так же и Церковь — это институт, который воспитывает духовные и социальные качества. Поэтому еще раз подчеркну: день Святого Николая — это праздник для всех. И для тех, кто только прикоснулся к православию, и для тех, кто ожидает в этот день чуда и радости. Поэтому хочется, чтобы в этот день жизнь каждого наполнилась смыслом, радостью, добром. А образ Святого Николая ассоциируется как раз с этим. Его жизнь — это пример милосердия, отзывчивости, прикосновения к вере. Это очень важно.

2.jpg

- Кто, на Ваш взгляд, должен рассказывать ребенку о том, кто же такой Святой Николай и почему определенный день в году является праздничным? Это должен быть священнослужитель, который является профессионалом, или же родители ребенка? Ведь каждый может подать информацию через призму своего видения вопроса, со своими предрассудками и возможными домыслами.

- Недавно я прочел очень интересную мысль: «Не пытайтесь воспитывать детей — они будут копировать вас. Начните воспитывать себя». Мне кажется, что ключевое значение в формировании ребенка играет внутренний смысл, а значит — семья. Хотя здесь есть нюанс. Многие семьи воспитаны в глубоких духовных традициях и у них есть духовный отец, проще говоря — духовник. Его авторитет в семье распространяется очень ярко и сильно.

Поэтому очень важно, когда глубину вопроса раскрывает священник. Но традиция и некая ее чистота формируются в семье. Именно там формируется некий романтизм, теплота и впоследствии они проживают жизнь вместе с человеком, откликаются эхом в его детях и внуках. Поэтому здесь мы говорим об общей задаче.

- А обязательно ли ребенку вдаваться в глубину праздника? Либо достаточно ограничиться фактом чуда, когда малыш понимает, что Святой Николай принес ему под подушку подарок?

- Человек проходит несколько степеней возрастания. Сначала это младенчество, когда он посещает ясли и детский сад. Там есть специальные люди, которые держат ребенка на руках, кормят с ложки, вытирают его и учат элементарным вещам.

Затем наступает время школы, когда приходится учиться писать, читать, делать домашнее задание. Затем он заканчивает школу, поступает в вуз и попадает в совершенно новый мир, у него появляется научный руководитель и на каком-то этапе человека может это «зацепить», тогда он переходит в академическую науку.

Также и в жизни. В воспитании важна мера, чтобы не перегрузить ребенка, не сломать его и не дать ненужное. Например, сосуд вмещает в себя 200 миллилитров жидкости. И литр туда никак не войдет, как бы мы этого не хотели. Нередко в воспитании человека допускается такая ошибка: попытка влить в человека больше, чем он может вместить.

3.jpg

- Как обычный рядовой родитель может определить эту меру?

- Нет какой-то четкой формулы. Все должно проходить через ласку и доброту. Но важны еще терпение и искренность.

- Давайте несколько отойдет от темы праздника. Сегодня от разных людей можно услышать две точки зрения. Первая: не нужно крестить ребенка, он вырастет и выберет свой путь сам. Вторая: нужно обязательно, это начало его пути к доброте. Что Вы обычно говорите в такой дискуссии?

- Это очень деликатный и очень сложный вопрос. Ответ на него кроется в исторической действительности. Дело в том, что Крещение — это шаг к вере. По Евангельским писаниям мы понимаем, что крещение должно быть совершено осознанно, поэтому крещение ребенка в древней Церкви было исключением.

Впоследствии цивилизация стала христианской и появилось желание, чтобы ребенок был взращен в среде Церкви. Когда впоследствии в средневековье возник протестантизм, возникло иное крайнее течение о том, что Крещение во младенчестве вредно. Это диспут, который ни к чему не привел. Мы переживаем за своих детей, мы крестим их, приобщаем к Церкви во младенчестве.

Расскажу о случае, который был в моем служения в нашем храме. Мы крестили 3-месячного ребенка, который родился в глубоко верующей семье. И вот священник говорит фразу «Печать дара Духа Святаго». И вдруг 3-месячный малыш четко произносит «Аминь». Это было настолько удивительно, что даже мурашки бегут по коже. И это одно из таких знаковых событий, после которых не остается вопроса нужно или не нужно крестить ребенка.

- Может ли день Святого Николая стать своеобразными воротами, через которые ребенок входит в мир православия? Когда через некое чудо он начинает приобщаться к православной вере и ее ценностям.

- Мы научились путешествовать на кораблях и другими способами. Днем мы видим солнце, ночью — звездную карту. Так вот святые Православной Церкви — это своего рода звездная карта, маяки, которые помогают человеку проложить духовный путь. И когда есть такие маяки, такие указатели — человеку намного проще двигаться по пути.

Когда мы говорим о святых, мы говорим не о полубогах, не о мифических персонажах или сказочных героях. Это земные люди, которые прошли путь жизни и освятились. Так вот, переходя по этим маякам от одного созвездия к другому, изучая жизненные пути святых, мы учимся добродетели, вере, важному в жизни.

4.jpg

Когда много света, очень тяжело заблудиться или споткнуться. Поэтому и человеку тяжело споткнуться в жизни, когда перед его глазами есть примеры.

В фольклоре есть множество разных историй, в которых Святой Николай сыграл ключевую роль. Я не сторонник баек, но в моей жизни был такой случай.

Не секрет, что Святой Николай — покровитель путешественников и мореплавателей. Один мой знакомый пригласил меня зимой на рыбалку. И вот рано утром мы встали, сели в лодку. Лодка очень странно заводилась, но все-таки завелась и мы выехали на середину реки. К полудню начался дождь и шторм. Несмотря на то, что мы рыбачили на Днепре, волны были очень сильными, лодку начало заливать и переворачивать. Мы начали заводить мотор и, но он не заводился. А в округе — никого. Я начал читать тропарь Святому Николаю и в последний момент, когда я сказал «Аминь», мой товарищ дернул шнур стартера и лодка завелась.

Мы благополучно добрались до пристани. Мой товарищ позвонил брату и рассказал о том, что случилось. И вдруг тот говорит: «Да вы ВООБЩЕ НЕ МОГЛИ плыть!». Оказалось, накануне он снял катушку двигателя, без которой тот не имел возможности зевестись.

- Что Вы пожелаете в этот праздник взрослым и детям?

- Я хотел бы обратиться к родителям. Не огорчайте детей. Иногда мы требуем от них очень многого, а их нужно любить такими, какие они есть. Мы нередко создаем клише и пытаемся вбить ребенка в эти рамки. И речь идет не о потакательстве. Это о доверии и свободе. Поэтому своих детей мы должны любить и доверять им.

Что касается детей, то им я хотел бы сказать, что начало премудрости — это страх Господень. Страх у нас принято воспринимать как боязнь. Но есть и другое его трактование: это опасение обидеть и причинить боль тому, кто тебе дорог.

5.jpg

В целом, и взрослым, и детям, хочу сказать: «Давайте жить дружно!». Давайте ценить и уважать друг друга, пока мы есть друг у друга. Время тяжелое и лукавое, в нем мало интересных и ярких событий. А мы еще и огорчаем других какой-то пустотой и самолюбивыми желаниями, которые нас разрушают. Отдавая, человек чувствует себя намного более счастливым.